?

Log in

No account? Create an account
КУПИМ ВОЛОСЫ [entries|archive|friends|userinfo]
Tushan Slonickoff

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Чистота намерений: Гид по неправильно понятым фильмам Балабанова, Pt. 1 [Dec. 10th, 2012|12:23 pm]
Tushan Slonickoff
Джим Керри, Ривер Феникс и Юэн МакГрегор: 7 фильмов Балабанова в странных сравнениях и причины их (пере)смотреть

В декабре выходит новый и, как говорят, завершающий 30-летнюю карьеру Алексея Балабанова фильм «Я тоже хочу». В этой связи выясняется странный факт: хотя сейчас о режиссёре говорят в основном с нежным придыханием, почти все его предыдущие фильмы на момент выхода страшно ругали.

Балабанова обвиняли в том, что говорят или делают его персонажи, называли самыми разными — и противоположными по смыслу — словами, ему отказывали в рукопожатности и целыми киногильдиями объявляли войну. Михаил Трофименков обобщил ситуацию так: «...будь все эти упреки справедливы, Алексей Балабанов давно бы уже не снимал кино, а тихо страдал бы в больничной палате от невыносимой шизофрении, позволяющей ему быть одновременно русофобом и ксенофобом, антиамериканистом и антисоветчиком, декадентом и гопником».

Впрочем, понимать Балабанова в лоб — значит, лишать себя хорошего кино. Стишок «Я узнал, что у меня есть огромная семья...» так же буквально выражает отношение режиссёра к жизни, как и песню про «родные поля и леса», которую сиамские близнецы поют под баян ненавистному хозяину-порнографу («Про уродов и людей»).

Чтобы дать повод посмотреть (или пересмотреть) старые работы режиссёра, я решил провести эксперимент. Признаться, какими казались мне эти фильмы (именно с подачи критиков) — и на что они оказались в результате похожи на самом деле.

Ниже 4 первых фильма. Вторая часть поста тут.



«Счастливые дни» (1991)

Казался со стороны:
dillinger-is-dead
«Диллинджер мёртв»: вычурный, безжалостный абсурдистский артхаус о том, как страшно жить, финал — злое разрушение и уход на яхте в кровавую бессмыслицу реальности.

Больше похож на:
deadman1
«Мертвец»: лишённый всякой сентиментальности и очень личный рассказ об поиске спокойствия и независимости, финал — мягкое устранение привязанностей и уход на лодке в нирвану.


Пугливый, но своевольный пациент-юродивый, которого врачи выгнали из теплой больнички, ищет себе пристанища в апокалиптическом Петербурге. Хотя у него и у остальных персонажей всё плохо и даже хуже, безымянный герой решительно заявляет своё право жить как хочет: чтобы был суп с петрушкой, чтоб не трогали, а главное — чтобы его принимали просто за то, что он такой есть. Сытая и красивая жизнь гремит Вагнером за неприступными окнами, — и скорее пугает, чем влечёт; бездомность подана как нечто почти нормальное (в будущем герои Балабанова так же легко будут лишаться постоянного пристанища и даже бросать его, от «Брата» до «Морфия»). Единственные тёплые существа, ёжик и ослик, умирают от невнимания — и герою, и режиссёру их не жалко, как не жалко себя персонажам вокруг. Главный ответ фильма — в том, что от всей этой гадости можно уйти, закрыться крышкой в лодке, объявить потоп и сказать «Это я».

happy-days1 happy-days2 happy-days3 happy-days4 happy-days5
happy-days6 happy-days7 happy-days8 happy-days9 happy-days10
happy-days11 happy-days12 happy-days13 happy-days14 happy-days15
happy-days16 happy-days17 happy-days18 happy-days19 happy-days20
happy-days21 happy-days22 happy-days23 happy-days24 happy-days25
happy-days26 happy-days27 happy-days28 happy-days30 happy-days31

Цитата: «Ёжика больше нет.»



«Замок» (1994)

Казался со стороны:
zamok-noelte-1968
«Замок»: экранизация Кафки, то есть душный параноидальный кошмар про беспомощного рефлексирующего героя, которого раздавили бюрократия и лицемерие; всё кончается плохо.

Больше похож на:
maska1
«Маска»: увлекательная история мелкого, но симпатичного трикстера и интригана, который сомнительными средствами пытается встроиться в приличное общество; всё кончается хорошо.

Как ни странно, фильм показан всем любителям стимпанка и тем, кто с нетерпением ждёт «Истории Арканарской резни»: по-германовски роскошный антураж сочетает брейгелевские лица и костюмы с викторианскими механизмами: от механических оркестров до серебряного зажима для поедания куриных ног. «Замок» Балабанова — изящная додумка неоконченной повести Кафки; даже абсурд здесь почти радостный и странным образом оказывается ближе к данелиевскому «Кин-дза-дза». Неприятный, но бесспорно живой Землемер (многие считают, что это альтер-эго Балабанова в мире кино) искренне пытается обустроиться в дурацком мире Деревни, а то и пробиться в Замок; хотя его подставляют и обманывают все без исключения, в итоге он выходит из сюжета относительно целым. Второй после «Счастливых дней» фильм Балабанова о том, чтождать от мира хорошего глупо, но заламывать руки и просить — глупо вдвойне.

zamok1 zamok3 zamok4 zamok5 zamok6
zamok7 zamok9 zamok11 zamok12 zamok13
zamok15 zamok16 zamok17 zamok18 zamok19
zamok20 zamok21 zamok23 zamok24 zamok25
zamok26 zamok28 zamok29 zamok31zamok33

Цитата: «Был бы рад пойти вам навстречу, но господа из Замка очень щепетильны. Случайная встреча с посторонним человеком может оказаться для них невыносимой.»



«Брат» (1997)

Казался со стороны:
missing-in-action-chuck-sm
«Пропавший без вести»: сверхпопулярный националистический боевик про расправу над чужаками и бандитами, создавший нового народного героя для жлобов. Он служил — значит, в жизни понимает.

Больше похож на:
training-day-sm
«Тренировочный день»: морально двусмысленное путешествие человека действия по гнилому миру. Он служил — и понимает, что сила в правде... но и правда только в силе.

Одиссея одного парня по всем кругам постсоветской свалки, где он проверяет на крепость каждого — либо пулями, либо искушением в виде вездесущих долларов — и каждому напоминает о чистоте и ясности намерений (вещах, оставшихся где-то далеко в несбывшемся советском прошлом). В самом начале фильма Данила в камуфляже мешком и шапке-пидорке вылезает посреди съёмочной площадки глянцевого клипа на контркультурную песню — и тут же получает по голове. «Уберите отсюда этого урода!» — ключевая, хотя и не крылатая фраза из фильма. Багров отвечает на отторжение окружающих (как и в сиквеле, бандиты, милиционеры, власть и народ тут слились в интимных жлобских объятиях) двумя фирменными лекарствами Балабанова — чётким, безжалостным действием и постоянным движением прочь. Зима будет долгой — и единственной паузой на покой и вменяемость станет квартира любимого режиссёром рок-андеграунда.

brat1 brat2 brat3 brat4 brat5
brat6 brat7 brat8 brat9 brat10
brat11 brat12 brat13 brat15 brat16
brat17 brat18 brat19 brat20 brat21
brat22 brat23 brat24 brat25 brat26
brat27 brat28 brat29 brat30 brat32
brat34 brat35 brat36 brat37 brat38

Цитата: «Город страшная сила... Сильный приезжает в него, становится слабым. Вот и ты пропал.»



«Про уродов и людей» (1998)

Казался со стороны:
caligula2-sm
«Калигула»: декадентский, неуместно пошлый фильм от известных создателей; скандальная, но пустотелая (как считается) стилизация под изысканность.

Больше похож на:
interview-vampire-sm
«Интервью с вампиром»: эстетская, но вполне доступная драма о том, как зло опутывает героев со всех сторон и подчиняет их своей воле; в конце — возможность реванша.

Фильм, на котором градус неприязни и оскорблённых воплей критиков зашкалил до предела. Несмотря на это, жестокость Балабанова к персонажам скорее бунинско-достоевская: их падение в бездну обставлено монументально, символично и красиво, так что по пути есть на что посмотреть. Фирменные балабановские титры между частями напоминают не столько о немом кино, сколько о хорошей прозе; паровоз на заправке под окнами всё готовится уйти в правый верхний угол («вперед»), но с исчезновением надежды разворачивается «назад»; смотрят жуткие чёрные глаза Иогана, ради которых чёрно-белый фильм снят с цветовым фильтром, и капает на труп со стола белая сметанка; Маковецкий в пальто уплывает на льдине. Несмотря на мрак и несправедливость, здесь сквозь мизантропию просвечивает вполне снисходительное сочувствие к жертвам (ну и ещё — невесёлые выводы о природе кино). И хотя условно хорошие герои, как обычно, кончат плохо, по крайней мере злодеям тоже достанется.





pro-urodov27 pro-urodov28 pro-urodov29
pro-urodov30 pro-urodov31 pro-urodov32 pro-urodov33 pro-urodov34
pro-urodov35 pro-urodov36 pro-urodov37 pro-urodov38 pro-urodov39
pro-urodov40 pro-urodov41 pro-urodov42 pro-urodov43 pro-urodov44

Цитата: «Так Екатерина Кирилловна впервые полюбила.»



Продолжение поста тут.
LinkReply