?

Log in

No account? Create an account
КУПИМ ВОЛОСЫ [entries|archive|friends|userinfo]
Tushan Slonickoff

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Чистота намерений: Гид по неправильно понятым фильмам Балабанова, Pt. 2 [Dec. 10th, 2012|02:52 pm]
Tushan Slonickoff
Продолжение. Начало тут.



«Война» (2002)

Казался со стороны:
grozovye-vorota1-sm
«Грозовые ворота»: лихой трэш о том, как хороший русский парень мочит в сортире и показывает загранице превосходство русского менталитета.

Больше похож на:
hurt-locker-sm
«Повелитель бури»: история о том, что в войне нет никакого смысла, кроме того, чтобы воевать хорошо (в этом, впрочем, смысла тоже не очень много).


war71aa war71b war72 war73

В фильме есть только один момент, который Балабанов посчитал стоящим рапида, абсолютно бессмысленный и дзенский: Дапкунайте нежным движением, со счастливой улыбкой, бросает снаряжённый ею магазин чеченцу-двурушнику, который временно помогает героям. «Война из человека мужика делает» — говорит умирающий отец-алкоголик сыну: и как всегда у Балабанова, это заявление не стоит воспринимать буквально. Хотя абсурд здесь разрешают пулями, каких-либо долговременных результатов это не даёт (что ясно видно в финале); но всё-таки в борьбе с реальностью, будь ты шекспировский актёр из Лондона или пацан из Тобольска, это единственное возможное действие. Песня «Феллини», музыкальная тема фильма, заканчивается словами «Прости меня за то, что я давно к тебе остыл». В фильме оттуда звучит только усталая флейта — но это именно «прости меня» от всех, кто давно остыл к надоевшей Чеченской войне и всем её гнусностям.

war1 war2 war4 war5 war8
war9 war11 war13 war15 war16
war18 war19 war20 war21 war23
war25 war26 war27 war28 war30
war32 war33 war34 war35 war40
war41 war43 war45 war47 war49
war51 war52 war53 war54 war55
war56 war57 war58 war59 war60
war62 war63 war64 war65 war66
war67 war68 war68a war69 war70
war71 war74 war76 war77 war78
war79 war80 war81

Цитата: «Слово shoot означает и «стрелять» и «снимать» — это он мне только потом объяснил».



«Река» (2002)

Казался со стороны:
divine-rapture1-sm
«Божественное Вознесение» (Divine Rapture): экзотическая причуда с большими актёрами и этнографическим уклоном; так и не превратилась в фильм.

Больше похож на:
dark-blood-2
«Тёмная кровь» (Dark Blood): страстная камерная трагедия, чьи съёмки прервала смерть потенциально большого актёра (Ривер Феникс); всё-таки превратилась в фильм. Как и «Реку», его мало кто видел; мало того, недостающие эпизоды точно так же описаны закадровым голосом режиссёра — и чуть ли не выигрывают от этого.

«Река» — самый неожиданный фильм о православных: мало того, что они якуты, так ещё и прокажённые в избе посреди леса. Жизнь простодушной коммуны, которая еле переживает каждую зиму, рвёт на части любовный треугольник: главный угол — мстительная и неуправляемая Мергень, воровка, брошенная тут за бесплодность. Вместо экзотики и этнографии — размах душевных движений. Барьеры для восприятия, в виде непонятного языка (часто без перевода) и непроницаемых якутских лиц создают необходимую для балабановского стиля дистанцию, а главное, помогают обойти замыленные стереотипы, из-за которых такие фильмы обычно превращаются в клюкву. Несмотря на трагедию — смерть яркой актрисы Туйары Свинобоевой в аварии, где пострадала и жена Балабанова — режиссёр нашёл в себе силы спустя пару лет смонтировать из снятого фильм: короткий, сухой и безжалостно мощный.

reka1 reka2 reka3 reka5 reka6
reka7 reka8 reka9 reka10 reka11
reka12 reka13 reka14 reka15 reka16
reka17 reka18 reka19 reka20 reka21
reka22 reka23 reka24 reka25 reka26
reka27 reka28 reka29

Цитата: «Выстрелил он, и стрела попала в трубу. Влетел он в дом, увидал эту девушку и умер. Потом ожил, влюбился, побежал, на лошадь прыгнул и прилетел домой.»



«Жмурки» (2005)

Казался со стороны:
antikiller1
«Антикиллер»: ироничный вариант фильма о русских бандитах 90-х, с претензиями на левую резьбу и народное признание одновременно.

Больше похож на:
braindead3-sm
«Живая мертвечина»: предельно чёрная комедия хорошего режиссёра, где даже при наличии забавного сценария главная шутка — непрерывно нарастающие горы трупов.

Как и в случае с другими темами, при описании нравов преступного мира 90-х Балабанов находит безошибочный метод отчуждения: превращает фильм в гран-гиньоль, то есть сверхкровавый комедийный театр. Традиционно меметичные диалоги тут несколько провисают. Но даже образ Никиты Михалкова в рыжем парике под Кобзона меркнет на фоне длинного эпизода, где под Stray Cats и Electric Light Orchestra последовательно убивают восемь человек — без всякого смысла, на площади примерно в 10 квадратных метров. Громкое мычание, рычание и хрипение, которым здесь изъясняются балабановские актёры, постепенно вводит зрителя в особое идиотское состояние; оно хорошо подходит для финала фильма, где эти животные становятся респектабельными политиками и бизнесменами.

zhmur1 zhmur2 zhmur3 zhmur4 zhmur6
zhmur7 zhmur9 zhmur10 zhmur11 zhmur12
zhmur13 zhmur14 zhmur15 zhmur16 zhmur17
zhmur18 zhmur21 zhmur22 zhmur25 zhmur26
zhmur27 zhmur28 zhmur29 zhmur30 zhmur31
zhmur32 zhmur33 zhmur34 zhmur35 zhmur36
zhmur37 zhmur39 zhmur40 zhmur42

Цитата: «Я думаю, надо отсюда валить. Мало ли кто придёт, а у меня патроны кончаются.»



«Морфий» (2008)

Казался со стороны:
zhila-byla
«Жила-была одна баба»: пафосная, поучительная драма о революционной России с шок-сценами и неуместным сексом; о том, что люди в массе своей сволочи, а мечты обернутся страданиями.

Больше похож на:
Trainspotting2-sm
«Трейнспоттинг»: непедагогичный фильм о зависимости и о том, в какие странные и занятные места она может завести. С шок-сценами.

Вертинский, чьи песни в «Морфии» служат неизменным аккомпанементом инъекций, как-то раз проснулся, выглянул в окно мансарды и увидел крышу, усыпанную пустыми бумажками от кокаина. Так и соскочил. Его волшебное исцеление (которое удалось и Булгакову, по прозе которого написан сценарий Бодрова-мл.), героям не светит — зато отношение по-свойски к наркотикам, один из которых незадолго до того выписывали от кашля, а другой добавляли в кока-колу, позволяет Балабанову избежать пафоса телепостановки. Ему интересны вещи странные, комичные и завораживающие: водка, которую несешь во рту до туалета, чтобы продезинфицировать место укола; помещикова дочка, толстым голосом поющая про «кокаином измятую девочку в горжеточке»; отпиленная нога. Инъекции тут — не морализаторский спуск в Ад, а знаки препинания в перечислении потерь. Сам доктор уместно блёклый: ведь это «Записки молодого врача», а молодые люди невыразительны — выразительно то, что с ними происходит.

morfine5 morfine4 morfine3 morfine2 morfine1

morfine10 morfine9 morfine8 morfine7 morfine6

morfine16 morfine15 morfine13 morfine12 morfine11

morfine22 morfine21 morfine19 morfine18 morfine17

morfine28 morfine27 morfine26 morfine25 morfine23

morfine33 morfine32 morfine31 morfine30 morfine29

morfine38 morfine37 morfine36 morfine35 morfine34

morfine39 morfine41 morfine42 morfine43 morfine44

Цитата: «Морфий... Хорошее лекарство.»



Аюр Санданов. Текст не пригодился по работе, так что пусть лежит здесь.
LinkReply